Главная » Статьи » Мои статьи |
УДК 591.11: 591.874 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «2100» Л.А. Селезнёва, директор Н.В. Анисимова, учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением
отдельных предметов » Чебоксары, Россия
Внедрение новых программ в
обучение школьников – вопрос всегда трудный. В данной статье анализируется
методика преподавания природоведения по традиционной программе и программе
«2100». В традиционных учебниках в 5-ом классе курсы
природоведения повторяют на другом уровне материал начальной школы. В программе «2100» авторы исправляют этот
недостаток и предлагают методику личностно-ориентированного обучения природоведения. ●традиционная система ●программа «2100» ●изменения в методике
преподавания ● личностно-ориентированное
обучение Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» является
школой с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла, а именно
химии и биологии. В течение 20 лет мы работаем над проблемой совершенствования
методики преподавания биологии. Как нам кажется, личностно-ориентированный
подход к преподаванию предметов наиболее
отвечает требованиям времени. Поэтому мы решили обратиться к программе «2100»,
в основу которой заложена именно эта методика.
В рамках этой программы каждый школьный
предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием
образования должен способствовать формированию функционально грамотной
личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями,
постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. [3] Сравним учебники природоведения для 5 класса
традиционной программы и программы «2100» В
традиционных учебниках в 5-ом классе средней школы курсы природоведения или
естествознания повторяют на другом, более высоком уровне материал начальной
школы. [4] Единство содержания,
методических и дидактических принципов естественнонаучных курсов начальной и
средней школы по программе «2100» позволяет не тратить время на повторное
введение понятий начальной школы в 5-ом классе. [1] В
традиционной системе преподавания биологии в средней школе исторически
сложилось двусмысленное положение. С одной стороны, преподавание ботаники,
зоологии, анатомии и физиологии человека в наше время невозможно вне представлений
об историческом развитии природы. С другой стороны, последовательный взгляд на
историческое развитие организмов вводится только в курсе общей биологии. [3] В программе «2100» первая часть учебника «Земля и люди» «История Земли и жизни на ней» авторов
Еськова К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурского О.В., Вахрушева А.А. исправляет этот недостаток, облегчая
преподавание и усвоение всех биологических дисциплин, предшествующих общей
биологии. В
традиционной школе отсутствует систематическое изложение начал исторической
геологии. Отдельные сведения из этой науки, разбросанные в курсах биологии и
географии, не могут принципиально исправить этот дефект. [3] В
системе работы по учебнику «Земля и люди»
в первом полугодии рекомендуется вести уроки учителю биологии, а во втором
полугодии – учителю географии. Причем
главное его достоинство – в создании принципиально единой и связной картины взаимообусловленных
геологических и биологических событий. В
традиционной средней школе возникает разрыв между историей в гуманитарном и
естественно-научном смыслах. История людей оказывается оторванной от истории
природы. Вторая
часть учебника «Земля и люди» - «Как люди открывали Землю и создавали карту» -
впервые перебрасывает мост тем и другим представлением об истории. Причем
средством их объединения служит география, имеющая двойную природу –
естественную (физическая география) и гуманитарную (экономическая география).
Историческое освоение Земли и развитие способов ее описания и изображения на
карте служит необходимым введением к обоим аспектам географии в основной
средней школе. С другой стороны, исторический подход во второй части
оказывается естественным завершением последнего этапа истории Земли, рассмотренной
в первой части учебника. Как уже
отмечалось, учебник по естествознанию 5-го класса «Земля и люди» состоит из
двух частей или книг: «История Земли и жизни на ней» и «Как люди открывали
Землю и создавали карту». Первая книга является подготовкой к систематическому
знакомству с курсом биологии, вторая – географии. Изложенные линии развития
обеспечивают целостность природоведческого
образования в основной школе и создают фундамент для дальнейшего
изучения биологии и географии. Эти два предмета начинают изучаться с 6-го
класса, поэтому акцент учебника «Земля и люди» сделан именно на них, а также на
такие естественные науки, как геология и астрономия. Материал физики и в
меньшей степени химии используется в учебнике скорее для объяснения изученных
явлений, без систематического знакомства с этими науками. [2]
ЛИТЕРАТУРА 1.
Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Природоведение.
«Земля и люди». Учебник для 5-го класса. – М.: Баласс, 2007. 2.
Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди 5 класс. Методические рекомендации для
учителя – М.: Баласс, 2001. 3.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая
школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. 4.
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – 2-е
изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
| |
Просмотров: 878 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||