Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (72.0 Kb) ] | 21.03.2013, 17:15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» направлена на развитие у учеников общей экологической культуры личности, а также на совершенствование экологической культуры школьников через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания. Задачи курса: - ознакомить школьников с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования; -обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и предпрофильной подготовки;
Курс рассчитан на 34 часа занятий, из них: 23 -лекции, 11 - семинары. Учебно-исследовательская работа школьников включает написание рефератов, подготовку научных докладов, написание исследовательских работ. Итоговая форма контроля – контрольная работа. Введение. (1 час) Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки. Экология – наука о жизни в доме. Глава 1. Основы учения о биосфере. (3 часа) Биосфера и ее границы. Понятие об экосистемах. Живое вещество и его особенности. Глава 2. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа). Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии. Классификация природных ресурсов. Решение сырьевой проблемы. Глава 3. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты (6 часов). Человек – часть биосферы. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Отходы и их классификация. Загрязнения и их источники. Загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Сокращение площади лесов, разрушение почвы и опустынивание. Глава 4. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации (4 часа). Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития. Глава 5. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (8 часов). Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Глава 6. Здоровье человека в естественной и социальной среде (4 часа). Здоровье человека. Охрана окружающей человека среды. Экологический мониторинг окружающей среды. Законы здравого смысла. Глава 7. Экология жизненной среды (4 часа). Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Список литературы:
Календарно-тематическое планирование по
курсу «Социальная экология человека» для 11 у класса.
Природные основы экологической культуры. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека. Проблема выживания в современном мире. Социальные болезни как следствие социальных явлений. Кризис современного детства как отражение социально-экологического кризиса. Поведение человека в районе стихийного бедствия. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице). Фактор среды в развитии личности. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей. Социальная экология семьи. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Проблема улучшения социальной среды человека. Адаптация человека к условиям стихийных бедствий. Феномен территориальности у человека и у животных (сравнительная характеристика). Проблема взаимодействия человека с окружающим миром. ЛИТЕРАТУРА Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998. Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.
Воронцов Н. Н., СухоруковаЛ. Н. Эволюция органического мира. - М., 1991. Вронский В. А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону, 1996. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998. Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т.-М„ 1960. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. -С. 77-88. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Ярославль, 1998. Реймерс Н. Ф. Популярный биологический словарь. - М., 1991. Реймерс Н. Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. –М., 1994. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. - М., 1987. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Ярославль, 1998. Штенбах X. Э. Влияние городской среды на поведение человека. – СПб., 1997.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2192 | Загрузок: 83 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |