Главная » Статьи » Мои статьи

"ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ПРОГРАММЕ «2100»"

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ПРОГРАММЕ «2100»

Н.В. Анисимова, учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением отдельных предметов » Чебоксары, Чувашская Республика

Целью данной работы является анализ и сравнение двух учебников биологии для 7 класса, авторами которых являются В.М. Константинов и А.А. Вахрушев (Образовательная система «Школа 2100»), а также традиционного   и  проблемно-диалогического подходов к изучению биологии.

Проанализировав  эти учебники, хочется  показать различия в подходе к системе обучения в рамках традиционной программы и образовательной системы «Школа 2100».

Учебник биология: 7 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, 2008г. включен  в федеральный перечень и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов  основного общего образования (2004г.).

В основе учебника лежит концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного  мира от простейших форм к  высокоорганизованным. Особое внимание  уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.

Развитие новых технологий, появление многочисленных авторских образовательных  программ, а также конкуренция среди издательств различной учебной литературы позволяет современному учителю самому решать какой учебно-методический компонент (УМК) он выбирает. Важно то, чтобы этот УМК соответствовал современному государственному образовательному стандарту, который диктует нам Министерство образования и науки Российской Федерации. В связи с этим, целью данной работы является анализ и сравнение двух учебников биологии для 7 класса, авторами которых являются В.М. Константинов и А.А. Вахрушев (Образовательная система «Школа 2100»), а также традиционного   и  проблемно-диалогического подходов к изучению биологии.

Проанализировав  эти учебники, хочется  показать различия в подходе к системе обучения в рамках традиционной программы и образовательной системы «Школа 2100».

Учебник биология: 7 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, 2008г. включен  в федеральный перечень и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов  основного общего образования (2004г.).

В основе учебника лежит концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного  мира от простейших форм к  высокоорганизованным. Особое внимание  уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.

Методика преподавания биологии по данному УМК сводится к запоминанию учеником сказанного учителем и прочитанного в учебнике, т.е. репродуктивного усвоения знаний, умений и навыков. При этом постановка проблемы сводится к сообщению учителем новой темы; поиск решения редуцирован до изложения готового знания.

Учебник: Биология (От амебы до человека). 7 класс / Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. предназначен для работы с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».

Этот учебник также посвящен изучению животных. Отличительными чертами учебника является целостное рассмотрение организма животного каждой систематической группы, функциональный подход и объяснение причин возникновения важнейших приспособлений. Методический аппарат учебника ориентирован на проблемно-диалогическую технологию. Множество иллюстраций, схем и афористичные названия параграфов и рубрик создают мотивацию к обучению.

Впервые в школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения  всех крупных групп животного царства, которое производится в сравнении.

Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов в теле животного рассматриваются в их функциональных взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, в противоположность традиционно изолированному рассмотрению отдельных систем и функций животного.

 Это позволяет обеспечить целостный подход к рассмотрению строения и функций организма.  Такого рода структура учебника позволяет исключить неизбежные повторения в тех случаях, когда та или иная система органов у двух групп животных сходна. При этом вместо ее повторного изложения учителем (в режиме изучения нового материала) отдается предпочтение повторению знаний самими учениками. Это позволяет уделить на уроках больше времени изучению преобразований тех систем органов, которые играли ведущую роль в происхождении и эволюции данного таксона.

Каждый параграф учебника посвящен отдельной проблеме из жизни животных. Перед каждым параграфом даны вопросы на актуализацию знаний – это, своего рода, психологический прием, направленный на возбуждение интереса к изучаемому материалу, а также на повторение пройденной темы вне зависимости от желания ученика. Цель ученика, в данном случае, не запоминать все прочитанное, а научиться пользоваться полученными знаниями в решении творческих заданий, и в обыденной жизни (в этом могут помочь рисунки, схемы и вопросы в тексте).

В рамке в конце параграфа дается вывод – краткое обобщение материала и решение поставленной перед параграфом проблемы. Если учащийся может использовать его как план для более подробного рассказа по теме, значит, тема понятна.

А самое главное данный учебник, в отличие от первого,  не только описывает строение животных и их удивительные превращения на пути эволюции, но и помогает  разобраться, как и почему это происходит.   

Таким образом, изучение биологии по учебнику «От амебы до человека» представляется более интересным и увлекательным.

Учебно-методический компонент по биологии образовательной системы «Школа 2100»  помогает учителю создавать современные уроки, ориентированные на  проблемно-диалогическую технологию, т.е. при постановке проблемы научить ученика самостоятельно решать ее и  открывать знания вместе с учителем на уроке.

Список литературы

1.                           Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

2.                           Вахрушев А.А., Бурский О.В, Раутиан А.С. Биология (От амебы до человека). 7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2007.

3.                           Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под. ред. В.М. Константинова.- М.: Вентана-Граф, 2008.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Надин (03.03.2013)
Просмотров: 652 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: