Главная » Статьи » Мои статьи

Методика преподавания природоведения по программе 2100.

УДК 591.11: 591.874

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «2100»

Л.А. Селезнёва, директор

Н.В. Анисимова, учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углублённым изучением отдельных предметов » Чебоксары, Россия

 

         Внедрение новых программ в обучение школьников – вопрос всегда трудный. В данной статье анализируется методика преподавания природоведения по традиционной программе и программе «2100». В традиционных учебниках в 5-ом классе курсы природоведения повторяют на другом уровне материал начальной школы. В программе «2100» авторы исправляют этот недостаток и предлагают методику личностно-ориентированного обучения  природоведения.

●традиционная система ●программа «2100» ●изменения в методике преподавания  ● личностно-ориентированное обучение

 

         Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» является школой с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла, а именно химии и биологии. В течение 20 лет мы работаем над проблемой совершенствования методики преподавания биологии. Как нам кажется, личностно-ориентированный подход к преподаванию предметов  наиболее отвечает требованиям времени. Поэтому мы решили обратиться к программе «2100», в основу которой заложена именно эта методика. 

          В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. [3]

          Сравним учебники природоведения для 5 класса традиционной программы и программы «2100»

В традиционных учебниках в 5-ом классе средней школы курсы природоведения или естествознания повторяют на другом, более высоком уровне материал начальной школы. [4]  Единство содержания, методических и дидактических принципов естественнонаучных курсов начальной и средней школы по программе «2100» позволяет не тратить время на повторное введение понятий начальной школы в 5-ом классе. [1]

В традиционной системе преподавания биологии в средней школе исторически сложилось двусмысленное положение. С одной стороны, преподавание ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека в наше время невозможно вне представлений об историческом развитии природы. С другой стороны, последовательный взгляд на историческое развитие организмов вводится только в курсе общей биологии. [3]

 В программе «2100» первая часть учебника  «Земля и люди» «История Земли и жизни на ней» авторов Еськова К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурского О.В., Вахрушева А.А.  исправляет этот недостаток, облегчая преподавание и усвоение всех биологических дисциплин, предшествующих общей биологии.

В традиционной школе отсутствует систематическое изложение начал исторической геологии. Отдельные сведения из этой науки, разбросанные в курсах биологии и географии, не могут принципиально исправить этот дефект. [3]

В системе работы по  учебнику «Земля и люди» в первом полугодии рекомендуется вести уроки учителю биологии, а во втором полугодии – учителю географии.

Причем главное его достоинство – в создании принципиально единой  и связной картины взаимообусловленных геологических и биологических  событий.

В традиционной средней школе возникает разрыв между историей в гуманитарном и естественно-научном смыслах. История людей оказывается оторванной от истории природы.

Вторая часть учебника «Земля и люди» - «Как люди открывали Землю и создавали карту» - впервые перебрасывает мост тем и другим представлением об истории. Причем средством их объединения служит география, имеющая двойную природу – естественную (физическая география) и гуманитарную (экономическая география). Историческое освоение Земли и развитие способов ее описания и изображения на карте служит необходимым введением к обоим аспектам географии в основной средней школе. С другой стороны, исторический подход во второй части оказывается естественным завершением последнего этапа истории Земли, рассмотренной в первой части   учебника.

Как уже отмечалось, учебник по естествознанию 5-го класса «Земля и люди» состоит из двух частей или книг: «История Земли и жизни на ней» и «Как люди открывали Землю и создавали карту». Первая книга является подготовкой к систематическому знакомству с курсом биологии, вторая – географии. Изложенные линии развития обеспечивают целостность природоведческого  образования в основной школе и создают фундамент для дальнейшего изучения биологии и географии. Эти два предмета начинают изучаться с 6-го класса, поэтому акцент учебника «Земля и люди» сделан именно на них, а также на такие естественные науки, как геология и астрономия. Материал физики и в меньшей степени химии используется в учебнике скорее для объяснения изученных явлений, без систематического знакомства с этими науками. [2]

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Природоведение. «Земля и люди». Учебник для 5-го класса. – М.: Баласс, 2007.

2. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди  5 класс. Методические рекомендации для учителя – М.: Баласс, 2001.

3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.

4. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е  изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Надин (21.03.2013)
Просмотров: 856 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergbus  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/zakazat-izgotovlenie-metallicheskikh-lestnits/>лестница из профильной трубы для крыльца</a>

Имя *:
Email *:
Код *: