Главная » Файлы » Мои файлы

Программа работы экологической дружины "Эколожки"
[ Скачать с сервера (51.8 Kb) ] 21.03.2013, 17:12

Пояснительная записка

 

            Все живые организмы на Земле образуют различные связи между собой и окружающей их природной средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

            Человечество — это тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями,  существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

            Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли.

            Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из  возникающего кризиса.

            В связи с этим, немаловажной задачей современной школы является воспитание экологически грамотной личности. Экологическое воспитание учащихся начинается уже в начальной школе  в курсе «Окружающий мир» и продолжается в среднем и старшем звеньях посредством уроков биологии, различных внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности.

            Данный курс  воспитания экологически грамотной личности включает две главные составные части экологического знания — это общая экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая  взаимосвязи человеческого общества с природой.

             В программу экологической дружины «Эколожки» включены занятия в группе в  объеме 68 часов  (1 раз в неделю по 2 часа), общешкольные и внеклассные мероприятия экологического характера, а также различные конкурсы и игры различного уровня.

 

Общие положения

 

            Экологическая дружина - общественное самоуправляемое добровольное объединение детей, подростков и взрослых, созданное как самостоятельная экологическая организация или объединение по интересам на основе общего социально значимого дела.

            Она организуется совместным решением административного органа (школы, района, города, области) и комитета по охране природы (района, города или области). Возможно объединение в одну экологическую дружину учащихся нескольких школ.

            Деятельность экологической дружины осуществляется на основе действующего законодательства, закона Российской Федерации об образовании, Конвенции ООН "О правах ребенка", закона Российской Федерации об охране окружающей среды, закона об общественных организациях, в тесном взаимодействии с главным управлением образования, областным комитетом по охране окружающей среды и университетами.

            Организаторы этой деятельности опираются на принципы преемственности, учитывают традиции и способствуют созданию условий для формирования гармонически развитой личности: многоотраслевая направленность, учет индивидуальных интересов и возможностей членов организации, использование моральных и материальных стимулов, круглогодичный цикл работы.

            Программы деятельности экологических дружин разрабатываются ими самостоятельно. Они учитывают задачи объединения, интересы его членов и потребности природоохранной деятельности в местах своей дислокации, уровень загрязнения и истощения окружающей среды. Разработанные программы корректируются и утверждаются на общих собраниях членов экологических дружин или их конференциях.

 

 

Основные принципы деятельности экологических дружин.

 

            Добровольность. Членом экологической дружины на добровольной основе может стать любой учащийся в возрасте от 10 до 17 лет, выполняющий требования настоящего положения, признающий программу и устав экологической дружины.

Прием в члены экологической дружины и выход из нее производится по личному письменному заявлению. Взрослые принимаются в объединение на правах Почетных членов.

             Равноправие. Каждый член экологической дружины занимаясь делом, которое ему по душе, подчиняется решениям органов самоуправления, выполняет требования общего собрания членов объединения.

            Самоуправление. Все вопросы работы экологической дружины решаются на общих собраниях, конференциях, съездах.

 

 

Цели и задачи экологической дружины «Эколожки».

            Основной целью работы экологической дружины является расширение знаний учащихся о многообразии мира живой природы, о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей природной средой, кроме того, формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, сопережевания, взаимопомощи друг другу, формирование бережного отношения к природе и любви к родине.

Задачи курса: - Воспитывать у учащихся потребность общения с природой, прививать бережное отношение к ее богатствам.

 - Развивать умение наблюдать за объектами и сезонными изменениями в природе, объяснять их взаимосвязь.

 - Формировать навыки экологически правильного поведения в природе.

- Активизировать практическую природоохранную деятельность среди школьников.

- Объединить усилия и возможности детей, молодежи и взрослых для защиты окружающей природы и определения своего места в ней.

 - Воспитывать чувство ответственности и восприятия природоохранных проблем как лично значимых.

- Формировать у учащихся интерес к исследовательской деятельности в природе.

 - Развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, любознательность, пытливость. Приобщить к чтению дополнительной литературы по вопросам природоохранной деятельности.

 - Распространять природоохранный опыт работы детских общественных организаций.

 

Основное содержание программы.

Раздел 1. Общие сведения о биосфере. (16 часов)

Введение.

Биосфера. Зональное распределение живых организмов в биосфере. Склоны гор.

Основные среды жизни.

Наземно-воздушная среда жизни. Воздух, его особенности. Свет.

Вода как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Температура. Осадки и их значение.

Водная среда обитания и ее свойства.

Почвенная среда организмов и ее особенности. Живые организмы – обитатели почвы.

Совместное влияние на организм условий окружающей среды. Жизненные формы. Обобщение.

 

Раздел 2. Растения. О тех, кто растет, но не бегает. (30 часов)

Наука о многообразии организмов. Систематика.

Из чего состоят живые организмы. Экология бактерий.

Клетки ядерных организмов. Экология грибов.

Растения-автотрофы. Слоевищные растения.

Высшие споровые растения. Семенные растения.

Цветковые растения. Класс двудольные. Экология цветковых.

Класс однодольные. Сообщества растений.

Раздел 3. Человек. Познай себя. (22 часа)

Эволюция и становление человека. Историческое изменение взаимоотношений между человеком и природой.

Окружающая среда и организм человека.

Проблемы адаптации человека и нормирования качества окружающей  среды.

Современные проблемы взаимодействия организма человека с окружающей средой. Экологические факторы.

Микросреда и человек. Общие законы действия факторов среды на организмы.

Окружающая среда и развитие организма. Онтогенез человека.

Экология и проблемы жизни и здоровья человека.

Экологические проблемы роста численности населения и будущего человечества.

Биотические связи в природе.

Популяции. Функционирование популяции и динамика ее численности.

Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов.

Основные законы устойчивости живой природы.

Рациональное использование  природы и ее охрана.

Литература:

1)      С.Н. Ловягин, А.А, Вахрушев, А.С. Раутиан. Биология (О тех, кто растет, но не бегает). 6 класс. Учебник для общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2007.

2)      Е. Енькка. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX вв.: Учебное пособие для 6-7 кл. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд, 2007.

3)      В.В.Петров. растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1991.

4)      А.А, Вахрушев, О.В. Бурский А.С. Раутиан. Биология (От амёбы до человека). 7 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2007. (Образовательная система «Школа 2100»)

5)      Г.И. Лернер. Биология животных. Тесты и задания – М.: Аквариум, 1997.

6)      Е. Енькка. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI-XIX вв.: Учебное пособие для 6-7 кл. – Чебоксары: Чуваш.кн.изд, 2007.

7) А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов. Экология: учебник для 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999 – 272с.

8) О.В. Глушенков. Книга для чтения по природоведению. Природа Чувашии. – Чебоксары, 2006 – 96с.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Надин
Просмотров: 818 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: